ОСАНКА

«Без осанки конь - корова»
Русская народная пословица.

На главную страницу

Что такое осанка?

Правильная посадка при письме

Об учебной мебели


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

вопрос № 1:
Как по-вашему, что такое осанка?
вопрос №2:
Как Вы считаете, отличается ли костная система в молодом возрасте от костной системы взрослого человека?
вопрос №3:
Как Вы считаете, влияет ли неправильная осанка на внешность человека?
вопрос № 4:
Как Вы считаете, влияют ли неправильная осанка и походка на состояние здоровья?
вопрос №5:
Как Вы считаете, какие факторы могут стать причиной плохой осанки?
вопрос№_6:
Какими способами можно исправить осанку?
вопрос №7:
Влияет ли походка на осанку?
вопрос № 8:
Как Вы считаете, влияет ли полноценный сон на состояние здоровья человека?
вопрос № 9:
Как Вы считаете, какие из предложенных условий необходимы для полноценного сна?
вопрос № 10:
Как Вы считаете, может ли ношение обуви на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья?
вопрос № 11:
Как Вы считаете, какие из предложенных мер необходимы, чтобы избежать деформации стоп?
вопрос № 12:
По каким признакам можно судить о неправильной посадке за партой?
вопрос № 13:
Какие из предложенных элементов посадки за столом или партой правильные...
вопрос № 14:
Как Вы считаете, влияет ли неправильная посадка на состояние здоровья?





Мебель для учебных заведений.

Статья из «Справочника руководителя образовательного учреждения» №5, 2003г.


Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров. Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.


С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. В соответствии с этой шкалой изготовлялись столы, стулья и парты пяти групп – А, Б, В, Г, Д.


При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». В 1992 году Государственные стандарты «Мебель школьная. Функциональные размеры» (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели


Маркировка школьной мебели.


Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе). Например: ___2_______ ____4_____ 115-130 см 145-160 см


Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели


Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми №2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах. Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.


Номера мебели ГОСТы 11015-93 11016-93
Группа роста, мм
Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм
Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм
Цвет маркировки ГОСТы: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93, 5994-93
1
1000 - 1150
460
260
Оранжевый
2
1150 - 1300
520
300
Фиолетовый
3
1300 - 1450
580
340
Желтый
4
1450 - 1600
640
380
Красный
5
1600 - 1750
700
420
Зеленый
6
Свыше 1750
760
460
Голубой


Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения. Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими: а – между рядами двухместных столов, не менее 60; а1 – между рядами одноместных столов, не менее 50; б – между рядами столов и наружной продольной стеной, не менее 70 ( в зданиях из кирпича и местных материалов, не менее 50); в – между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 (в зданиях из кирпича, не менее 50); г – от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола, не менее 225); д – от передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке, не менее 225; е – от задних столов до задней стены (перегородки), не менее 65, а если стена является наружной, не менее 100; е1 – от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены, не менее 80, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов, не менее 120; ж – между столами в ряду, не менее 50; з – между столом учителя и передней стеной, не менее 65; и – от демонстрационного стола до классной доски, не менее 100; к – между столом учителя и первым столом учащихся, не менее 50; у - угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.


Рабочая поза школьника и ее формирование


Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Углы, образуемые голенью и бедром, плечом и предплечьем, должны быть не менее 90 градусов. Размеры и соотношения основных частей ученического стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников. Для определения высоты сидения в качестве величины принята средняя длина голени со стопой в обуви; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.


Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более ? длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц. У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.


Расстояние (по вертикали) от края стола, обращенного к ученику до сиденья – дифференция – равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5.0 – 6.0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).


Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола до спинки стула (скамьи) – дистанция спинки – оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи : рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.


Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – дистанция сиденья (скамьи) – должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и формирующие утомление. Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок. Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сидение стула должно заходить за край стола.


Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.


Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице, еще раз объясняет как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу. При чтении и письме, расстояние от глаз до книг (тетрадей) должно быть в пределах 26-35 см.


Таблицу «Правильно сиди при письме» следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, но и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.


ДЕЛАЙ ЖЕ ЧТО-НИБУДЬ!

Комплекс упражнений "Хорошая осанка"

"Спортивная разминка,
сидя за партой"

- физкультминутка для школьников от учителя физической культуры
МОУ "Першинская средняя общеобразовательная школа"
ГОРЮНОВА Д.А.

Суставная гимнастика.

Из статьи учителя начальных классов средней школы № 104 г. Ростова-на-Дону
Головиной А.В.

Физкультминутки.

Из статьи учителя школы
Залумхановой Ш.И.

см. "Учительская газета №22 от 27.05.2003






























Сайт управляется системой uCoz